; Ресурс Интроспекции: "Ядерный процессор" терапии | WOMENS JOURNAL

Ресурс Интроспекции: «Ядерный процессор» терапии

Насчёт основной темы публикации — стоит заметить, что на невооружённый взгляд она сложна и мутна. Синонимов и родственных терминов — немало, и все отмечают какой-то собственный акцент:

  • Осознанность (Awareness). Более всего употребляется в гештальт-подходе, хотя особенных "авторских прав" нет — это обычное, почти просторечное понятие.
  • Внимательность (Mindfulness). Набравшая популярность психическая функция — буквально можно перевести как "полноумие" (mind+full). Что также любопытно — современное "попсовое" понятие об этой внимательности искажает как оригинальный источник (та идея буддизма, которую так переводят — относится к памяти, это "Памятование", не внимание), так и концепцию Эллен Лангер. Которая в качестве центрального свойства "майндфулнесс" называла наблюдение и проведение новых различий. О "голом безоценочном восприятии" речи не шло.
  • Наблюдающее Я/Эго. Собственно, всё в названии — это "я", которое просто наблюдает. Часто встречается в около-эзотерических и парапсихологических материалах, где противопоставляется "Действующему Я". Но иногда видим этот термин в контексте, где есть "наблюдение" и "переживание" — т.е. следующий пункт.
  • Рефлексия. Старинный философский термин — обозначающий свойство сознания "поворачиваться к себе" и созерцать само себя. 
  • Ментализация. Введено Питером Фонаги (или нет, но основные работы по теме написал он), построено по принципу "соматизации". В последнем случае — соматические, телесные симптомы отражают внутренние переживания; ментализация же — это способность отражать чувства умственно, символически и понятийно.

Ближе к делу. Как практикующие в любой модели и формате могли убедиться не раз, пресловутая психокоррекция, внесение изменений, перестройка установок и т.п. — вопрос не такой уж сложный сам по себе.

Что является основным вызовом практики — так это то, чтобы клиент мог те или иные психические события, процессы и их содержание заметить, отследить и пронаблюдать.

Это здравый смысл, который полезно не забывать — прежде чем что-то поменять, нужно это нечто обнаружить, увидеть, воспринять.

Таким образом, указанная осознанность — выступает фундаментом практически любого успешного психологического вмешательства. За некоторыми исключениями, которые тоже спорные при ближайшем анализе.

Гипноз, например, якобы "действует в обход сознания". Что чепуха и профанация, грубо говоря — каждый может побывать у гипнопрактика и убедиться, что сознание никуда не девается и вполне себе участвует в процессе.

Я использую последнее время стремновато-техническое название для описываемой функции — "Ресурс Интроспекции".

В общем-то, это перевод оригинального "Self-Observing Capacity" ("Самонаблюдающая способность", примерно), выполненный в традиции Джеймса Стрейчи, британского "переводчика" работ Зигмунда Фрейда.

В кавычках — ибо "перевод" это слабо сказано. Как некоторым уже известно, сам Фрейд никогда не использовал страшные латинизмы вроде "Эго", "Ид", "Катексис" и многое другое.

"Либидо", впрочем, в оригинале есть — но указанные выше термины были введены именно Стрейчи в английском переводе. Фрейд писал на немецком довольно простым языком — "Я", "Сверх-Я", "Оно", "Захват" и т.п.

Что самое курьёзное — в работах Фрейда даже не используется "психоанализ" как таковой. У него везде "Seeleanalyse" — в переводе с немецкого "Душеанализ", исследование душевной жизни пациента. Психоанализ, опять же, это англоязычная адаптация, вошедшая в массовый лексикон (в конце концов, как-то более логично и респектабельно использовать полностью греческие корни вместо греко-немецкой "химеры").

В основе такого удивительного решения я имею несколько аргументов:

  • "Самонаблюдение" — это довольно понятный и простой процесс даже непрофессионалу, но при этом же и весьма "узкий". Тогда как имеется в виду в современной психодинамике достаточно объёмный набор функций, о которых дальше расскажу. И на этом основании — уместен именно известный, но более специфичный термин "Интроспекция" (то же самое, но на латыни — "внутривидение").
  • "Ресурс" — в психологической практике слово весьма популярное, но, напротив, слишком широкое. Чаще всего — подразумевается любая "субстанция", которая выступает эффективным средством достижения цели (какой-то навык, психофизиологическое состояние, внешние резервы и т.п.).
  • Английское же "Capacity" — хотя и может переводиться прямо как "способность", но имеет семантику шире, чем синоним "Ability". Так, варианты перевода — "ёмкость", "производительность", "мощность" и т.п. В русском языке, ресурс, кроме вышеуказанного значения — имеет и своё техническое, "инженерное" понимание. Скажем, ресурс штурмовой винтовки АК-47 — 20 000 выстрелов; обозначает, что средний "калаш" сделает 20 000 выстрелов, прежде чем выйти из строя.

Что имеем в итоге — Ресурс Интроспекции (РИ), или Интроспективный Ресурс (ИР), как удобнее. О смысле понятия побеседовали, а теперь к его составляющим.

Авторы (J. Frederickson и J. ten Have-de Labije) выделяют среди основных компонентов РИ пять психических "умений" — которые последовательно опираются друг на друга. В этом логическом порядке и рассмотрим каждый ингредиент.

1. Чуткость: Присутствующее Восприятие Внутренних Событий

Самая базовая форма интроспекции — просто замечать те или иные явления в собственной психике, когда они происходят.

То есть "здесь-и-сейчас" (а когда ещё, интересно) — с чем и связан этот ключевой принцип, во многих направлениях принятый как базовое руководство.

Кстати так, в направлениях, активно использующих умственные образы, воображение — случаются клиенты, которые "не видят" эти образы.

При достаточном понимании проблемы очевидно, что это связано с теми или иными защитными механизмами — так как само функционирование психики построено на формировании образов, внутренних ориентировочных или "рабочих" моделей. 

То есть человек, реально "не видящий" образов — никак самостоятельно функционировать как личность, даже просто разговаривать и передвигаться, не сумеет. Но в то же время такие заявления не означают, что "пациент лжёт".

То есть "лжёт", разумеется, но в первую очередь себе и этого не замечает — что в основе большинства защитных механизмов и лежит. 

В данной ситуации — вмешиваться необходимо именно с тем, чтобы эти защиты осветить и остановить. Остановить, впрочем, может только сам их пользователь — после того, как заметит.

2. Концентрация: Непредвзятое Внимание к Внутренним Процессам.

Следующий шаг; просто заметить и воспринять что-то недостаточно. После этого вполне можно отвлечься и продолжить игнорировать происходящее внутри — что тоже чаще всего имеет нездоровые последствия.

Поэтому важно ещё и уметь продолжительно фокусировать внимание, сосредотачиваться на внутренних событиях и процессах в уме (и теле, если уж на то пошло).

Аналогично — неспособность это сделать в основном свидетельствует о защитном избегании; клиент сфокусироваться не то что "не может", он просто очень не хотел бы это делать.

Кроме этого, ещё один принцип — непредвзятость. Это — литературный перевод "Non-judgmental", одного из условий "тру-осознанности"; который часто, и ошибочно, переводят как "безоценочный". Оно, конечно, в чём-то близко — но смысл иной.

Буквальным переводом будет "Не-осуждение" — т.е. воздержание от обесценивания, отвергающих сравнений и т.п.

В последнее время в качестве противоположной здоровой установки всё чаще используют Сострадательное Внимание — т.е. не просто не осуждающее, но и активно настроенное на признание, понимание и помощь.

Метафора, которую использовал ранее в том числе — "внимательная мать и дитя", например. Можно ещё связать это с темой ранней привязанности, но сейчас не буду.

Ещё одна критическая особенность этого "суб-ресурса" — в его роли для последующей саморегуляции.

В частности, это относится к регуляции тревожного возбуждения — чаще всего, достаточно просто обратить внимание на сам факт тревоги и её симптомы, чтобы её взять под контроль. Или как минимум — уже можно будет заняться отдельными техниками "анти-стресса".

3. Артикуляция/Дифференциация: Отчётливое Различение Отдельных Элементов Психических Процессов.

Здесь можно упомянуть множество разграничений — относительно условных, но правомерных. Наиболее решающую роль играют следующие:

  • Мысли / Чувства;
  • Эмоции / Поведение;
  • Субъективная реальность (переживания, выводы и оценки) / Объективная реальность (фактические наблюдения, ощущения)

Кроме того, описываемые в следующем пункте компоненты — тоже необходимо ясно отличать друг от друга.

4. Причинность: Установление Причинно-Следственной Последовательности Внутреннийх Событий.

Здесь базовой является следующая "цепочка":

  • Стимул — внешнее или внутреннее событие, выступающие "отправной точкой";
  • Эмоция — как реакция на стимул;
  • Тревога — "мета-эмоция", вторичная реакция на основную эмоцию. Как правило, если речь о невротическом конфликте — подобная последовательность наблюдается практически всегда.
  • Защита — та или иная избегающая поведенческая акция, "направляемая" тревогой и позволяющая вытеснить, подавить эмоцию.
  • Симптом — результат действия не очень развитой и адаптивной псих-защиты. 
  • Иначе говоря, все эти элементы необходимо ясно и отчётливо отличать друг от друга. Это уже не строго "самонаблюдение", сколько стартовая форма самоанализа, но всё же.

    Например, один из самых "оглушительных" инсайтов, который переживают клиенты — осознание того факта, что злость и гнев, оказывается — не связаны категорически с поведенческим отыгрыванием (крики, битьё стен/лиц и т.п.). "Я думал, что это гнев и есть".

    Оказывается, что это псих-защиты — и вызываются они тревогой, сама же эмоция гнева переживается как жар, "вулкан" или "пружина" в теле, но достаточно тихо и спокойно сама по себе (если не активирует тревогу и гипервозбуждение, естественно).

    Ещё один частый момент — склонность в бытовой речи использовать стимулы для описания эмоций. И то, и другое — мы можем обозначать как "чувства". Часто можно услышать, например: "Я чувствовал себя отвергнутым".

    Что здесь можно заметить?

    Ну, во-первых, "отвергнутый я" — это самопредставление, а не чувство; и даже не просто наблюдение, а уже толкование (интерпретация).

    Во-вторых — покопавшись глубже, можно понять, что это вывод о стимуле, о том, что произошло ("Меня отвергли"). 

    Интересная аналогия: например, кто-то к вам подошёл и мощно потёр по руке наждачной бумагой. Можно сказать, что вы "чувствуете себя онаждаченым"? Вообще да, но это не эмоциональное переживание, а снова описание случившегося. 

    Логичный последующий вопрос — да, допустим, что отвергли. А какое чувство после этого было испытано? Здесь тоже есть спорные моменты — скажем, обида это вроде бы эмоция, правомерное чувство.

    С другой стороны — это "пассивная" форма злости, т.е. уже некоторая комбинация тревоги и гнева. В общем, задача по тщательному различению внутренних явлений — тема в психотерапии крайне продуктивная.

    5. Сепарация: Отсутствие отождествления себя и внутренних событий, "взгляд со стороны", тем не менее сохраняющий контакт с наблюдаемым.

    Ещё одна ключевая рекомендация, известная и в "майндфулнесс-терапии", и в новых направлениях, АСТ и мета-когнитивной терапии например. Заключается в том, чтобы удерживать понимание — происходящие внутри события "мои", но "не я сам".

    В АСТ используется концепция "Я-Как-Контекст" — где все мысли-чувства происходят, но безлично, не являются "самостью"; подобно доктрине "не-я" (ан-атта) буддизма.

    Чаще всего — клиенты отождествляются даже не столько с эмоциями (это объяснимо — чаще всего переживания избегаются), сколько со стратегиями сопротивления этим эмоциям.

    В этом случае, психоаналитики называют псих-защиты "эго-синтонными" — т.е. приемлемыми и согласующимися с представлением о себе и собственных ценностях.

    Противоположная ситуация — "эго-дистонность", поведение, конфликтующее с намерениями, ценностями и собственным позитивным образом.

    Можно сказать, что процесс оспаривания защит и стоящих за ними иррациональных установок — это процедура перевода "синтонных" явлений в "дистонные".

    Хороший примерный образец спектра "синтонии" предлагает упомянутый Фредериксон. Следующая лесенка — может быть опорой для анализа текущего уровня "патологической идентификации" с защитами:

  • Нет защит: "Я хочу близости с другими".
  • Осознание дистонной защиты: "Я хочу близости, но, по каким-то причинам, сам же отдаляюсь, и меня это не радует".
  • Бессознательные защиты, но осознание конфликта: "Я хочу близости, но у меня это не получается. Я не знаю, почему так выходит".
  • Небольшой конфликт, но синтонная защита: "Не уверен, что хочу с кем-то близости. Мне могут сделать больно".
  • Отождествление с защитой и отчуждение собственного желания (конфликт не переживается): "Я не хочу никакой близости. Это ты хочешь!"
  • * * *

    Похоже на финиш, на сегодня по крайней мере. Для подкрепления повторюсь — все остальные "ресурсы", которые направлены на саморегуляцию, без достаточно развитой интроспекции бесполезны (не видно, что и как регулировать).

    Здесь уместна самая банальная метафора — представьте стрелка с завязанными глазами, а заодно замотанными ушами. Куда он сумеет попасть, если не способен прицелиться? 

    Кстати, в известном мифе о царе Эдипе, излюбленном сюжете психоаналитиков — в финале эпизод очень характерный в этой связи. Узнав всю безумную правду и увидев повешенный труп матери, Эдип собственными руками вырвал себе глаза.

    Символизм довольно наглядный, верёвка символизирует вялый пенис, то есть "собственные руки" — это личное намерение не осознавать и не испытывать болезненные переживания, ну а "глаза" — это оно самое, самонаблюдение, рефлексия и осознанность.

    В общем, всё, спасибо за внимание. Ещё спасибо, если сделаете репосты, до связи.

    Источник

    Оставить комментарий

    Ваш email нигде не будет показан

    Яндекс.Метрика